Одаренность – умственный потенциал (интеллект); целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
Одаренный ребенок – обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя.
Психологические особенности одаренного ребёнка:
1. Часто «перескакивает» через последовательные этапы своего развития.
2. Отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
3. Рано начинает классифицировать поступающую информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаётся коллекционированию.
4. Большой словарный запас, с удовольствием читает словари и энциклопедии.
5. Способен заниматься несколькими делами сразу.
6. Очень любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит ограничений своих исследований.
7. В раннем возрасте способен прослеживать причинно- следственные связи.
8. Легко справляется с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимает сложные долгосрочные задания.
9. Способен длительное время концентрировать внимание на одном деле, погружается в своё занятие, если оно ему интересно.
10. Присущеярко развитое чувство справедливости, одинаково сильно реагирует на далёкие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.
11. Хорошо развито чувство юмора.
12. Чрезвычайно восприимчив к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих.
13. Иногда испытывает трудности с двигательной координацией.
14. Одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми.
15.В виде защитной реакции на непонимание сверстниками одарённые дети часто используют издевку, высмеивание и подтрунивание даже над родителями и учителями.
16. Одарённым детям часто не хватает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.
17. Если одарённый ребенок не имеет друзей среди сверстников он начинает дружить со взрослыми детьми.
Рекомендации родителям «Если Ваш ребенок одарен, то»:
- Поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность;
- Никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;
- Уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
- Помните, что Вы должны приспосабливаться к ребенку, а не он к Вам;
- Помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
- Найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
- Не увлекайтесь соревновательными методами; если Ваш ребенок будет всегда победителем – другие дети могут его возненавидеть;
- Не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливайте его;
- Не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу – отличником (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью).